Информационный сайт о Крыме и недорогой отдых в Крыму. Недвижимость и аренда жилья в Крыму.
Фотографии Крыма, погода в Крыму, подробная карта Крыма.
Отдых в сентябре, коттеджи, гостиницы и пансионаты, частный сектор, цены на 2024 г, ЮБК.

Ядерное хранилище: секреты подземного "дублера" Севастополя. Ч.8

Ядерное хранилище: секреты подземного "дублера" Севастополя. Ч.8

Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым Среди всех подземных сооружений Севастополя особое место занимает комплекс для обслуживания и укрытия подводных лодок в Балаклаве – объект №825 ГТС. Во-первых, подобных сооружений на весь Советский Союз было всего три – помимо ЧФ, похожие объекты были в распоряжении Северного флота (пункт базирования Видяево) и Тихоокеанского флота (бухта Павловского). Во-вторых, кроме самой базы, в комплексе размещалось сверхсекретное хранилище ядерных боевых частей для ракет и торпед, о чем знал лишь узкий круг посвященных лиц. Рассказом о сверхсекретном комплексе, где ремонтировали подлодки и хранили ядерные боевые части для ракет и торпед, РИА Новости Крым продолжает серию публикаций о подземном "дублере" Севастополя.
 Красота и тайна © РИА Новости Крым. Андрей Киреев Тайная "Сотка": какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.7 Балаклава – это небольшая уютная бухта, спрятанная между скальными массивами, руины генуэзской крепости Чембало, маленькие домики и сотни небольших яхт и лодок. Это одно из самых красивых мест Крыма, которое не оставляет равнодушным ни одного побывавшего здесь человека. Во времена СССР это место было закрыто не только от туристов, но и от жителей Севастополя. "Балаклавская бухта в длину — около 1,2 тыс метров, ее ширина на выходе — 200-400 метров. Она не просматривается со стороны моря, поэтому очень удобна для размещения здесь подводного флота. Первые подводные лодки появились здесь еще во времена царской России, не удивительно, что после войны в Балаклаве решили создавать базу", — рассказал РИА Новости Крым заместитель директора военно-исторического музея фортификационных сооружений, в состав которого входит подземный музейный комплекс, Валерий Иванов.
 Помимо удобной бухты, Балаклава обладала еще одной важной составляющей для развертывания базы подлодок – прямым и коротким (около 350 километров) маршрутами до турецкого пролива Босфор – ворот в Средиземное море. "После войны в Балаклаве было размещено 14 подводных лодок. Стояли они открыто, и в связи с появлением ядерного оружия возник вопрос их укрытия", — отметил Иванов. Подземный штаб гражданской обороны: призрак холодной войны в Симферополе >>
 Секретный проект был разработан специалистами научно-исследовательского института в Ленинграде. В 1957 году специальное строительное управление №528 приступило к возведению комплекса внутри 130-метровой горы Таврос. "Работы велись в таком режиме секретности, что отвал вывозили ночью, а в сам объект на грузовых машинах заезжали специальные водители, которые на выходе передавали машины коллегам без допуска", — отметил замдиректора музея.
 "Существует очень много видом разведки: оптическая визуальная разведка, фоторазведка, радиоразведка и так далее. Периодически над Балаклавой пролетали иностранные военные спутники. И на все эти виды разведки надо было отвечать контрмерами", — поясняет эксперт. Подземный комплекс состоял из пяти объектов – станция для производства кислорода, склад горюче-смазочных материалов, минно-торпедная часть, канал для укрытия подводных лодок и заводская часть канала вместе с сухим доком. Позже выяснилось, что в состав комплекса входил еще один объект — №820 РТБ – хранилище ядерных и термоядерных зарядов для ракет и торпед. "Это была главная причина, почему доступ в Балаклаву был закрыт. Здесь в основном жили семьи подводников", — подчеркнул Иванов.
 Самая сложная часть сооружения – канал, который строили на восемь метров ниже уровня моря. Одна группа проходчиков прокладывала тоннель со стороны входа в объект, вторая – со стороны выхода, примерно в центре канала они соединились. "Глубина канала составляет восемь метров, длинна 608 метров, ширина от 10 (в доковой части) до 22 метров. На время работ входы в канал были перекрыты, когда же их открыли и пошла вода, то на какое-то время вода в Балаклавской бухте опустилась на полметра", — отметил собеседник РИА Новости Крым.
 "Пять Хиросим" © Фото Музея героической обороны и освобождения Севастополя Военный конгломерат: какие секреты хранит подземный "дублер" Севастополя. Ч.3 Чтобы подводная лодка зашла в канал, необходимо было провести целую процедуру. "Для начала необходимо было отодвинуть мост, который в обычное время перекрывал вход в объект и служил для проезда автомобилей и прохода людей. Он был установлен на специальных подушках, в которых закачивали воздух – мост поднимался и оттаскивался в сторону. Причем делать это надо было в темное время суток, чтобы не попасться спутникам. Лодку заводили в канал при отключенных двигателях специальными тросами. После этого ее заводили в сухой док, предварительно открыв малый батопорт (плавучий гидротехнический затвор), насосами откачивали воду, обвешивали лесами и начинали делать ремонт", — отметил Иванов. Северный вход в объект №825 прикрывал массивный металлический батопорт весом 150 тонн, который мог, как и весь комплекс, выдержать удар ядерного боеприпаса мощностью 100 килотонн. Для сравнения: американская атомная бомба "Малыш", которая уничтожила японский город Хиросима, была мощностью 13-18 килотонн. Южный вход в канал защищал затвор из набора шандорных плит.
 

Задать вопрос